Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

хитилова вера

Энциклопедический словарь

ХИТИЛОВА Вера - ХИТИ́ЛОВА (Chytilova) Вера (р. 2 февраля 1929), чешский кинорежиссер и сценарист.

Училась на архитектурном факультете, работала дизайнером, ассистентом режиссера. Закончила кинофакультет Академии изящных искусств в Праге, где получила режиссерское образование. Ее дипломные работы привлекли внимание и получили призы на киносмотрах в Чехословакии и за рубежом («Зеленая улица», «Потолок», «Мешок блох»). Дебютировала в полнометражном кино с фильмом «О чем-то ином» (1963), показав интересный пример работы на стыке документального и игрового кинематографа. Поставила новеллу «Закусочная «Мир», вошедшую в коллективную ленту пражской «новой волны» - «Жемчужинки на дне» (1965, экранизация сборника рассказов Б. Грабала).

В 1966 сняла фильм «Маргаритки», который сама считает своим главным достижением. Внешне он был просто бессмыслен: две молодые странные девушки совершали малопонятные или шокирующие действия, в коих можно было усмотреть практически все что угодно (в частности, намек на однополый секс или идеологическую диверсию, поскольку героини завертывались в газеты коммунистического толка). Фильм был очень эффектен, изобретателен, стилен в своем изобразительном решении, что вообще характерно для Хитиловой. В принципах монтажного построения ленты критика усмотрела влияние эстетики Ж. Л. Годара (см. ГОДАР Жан Люк): «остранение», апелляция к интеллекту зрителя, привнесение в повествование политической актуальности, попытки разрушить стойкие обывательские мифы. Вместе с тем в ее творчестве нельзя не заметить чисто женской игры с формой, фактурой, опоры на интуитивное прозрение, собственное художническое чутье, что никак не свойственно сухим интеллектуальным построениям Годара.

Начиная с «Маргариток» режиссер разрабатывает поэтику абсурда; сатирическое начало в фильмах Хитиловой всегда пропущено через традиции Кафки (см. КАФКА Франц), художников-абсурдистов (из более поздних работ показателен фильм «Занос», 1978, выпущен в 1981) или современной философской фантастики («Турбаза «Волчья», 1986); часто «абсурдистской» может быть лишь одна, но значимая для фильма деталь. Критика социальных отношений у Хитиловой очень эмоциональна, это отнюдь не «идеология наоборот», что доказывает ее лента о постсоциалистической Чехии «Наследство» (1993).

После «Маргариток» - эталонного для творчества Хитиловой фильма - она снимает мало. Ей приходится работать для рекламы, в репортажно-видовом кино («Горсть морщин», «Время неумолимо», «Прага - беспокойное сердце Европы»). Попытки критики режима (фильмы «Занос»; «История панельного дома», 1979) вызывают довольно значительные цензурные гонения. Однако режиссер, в отличие от И. Пассера и М. Формана (см. ФОРМАН Милош), не покинула родину, что впоследствии было объяснено ею в фильме «Хитилова против Формана - осознание непрерывности» (1981), созданного еще в годы «застоя» для телевидения Бельгии. Во второй половине 1980-х гг. Хитилова получает долгожданную свободу творчества, но ее картины «Шут и королева» (1987), «Копытом сюда, копытом туда» (1989), при всем эстетическом совершенстве, уже кажутся отмеченными печатью маньеризма.

Полезные сервисы